Суббота, 04.05.2024
Т-72-Лучший танк второй половины XX века
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Какой танк по вашему лучше?
Всего ответов: 5
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
В начале 60-х гг. в КБ Харьковского завода транспортного машиностроения имени В.А. Малышева (ХЗТМ, завод №75) был разработан новый танк – Т-64, в конце 1966 г. он был официально принят на вооружение (постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 982-321 от 30.12.66). В том же году началось и реальное серийное производство Т-64.

Т-64 стал первым советским ОБТ, т.е. танком нового класса, призванный заменить как средние, так и тяжёлые танки.

Т-64 имел 115-мм гладкоствольную пушку Д-68 (начиная с Т-64А – 125-мм 2А46) с автоматом заряжания (что позволило снизить экипаж до 3 человек) и специально сконструированный двухтактный многотопливный пятицилиндровый дизельный двигатель 5ТДФ с турбонаддувом мощностью 700 л.с. В каждом из расположенных горизонтально цилиндров двигателя имеются два поршня, перемещающихся навстречу друг другу. В моторно-трансмиссионном отделении (МТО) 5ТДФ был размещён с двумя планетарными бортовыми коробками передач, по одной с каждой стороны двигателя. Такая компоновка и компактность самого 5ТДФ позволила уменьшить объем МТО почти вдвое по сравнению с Т-54, а вес танка составил всего 36 тонн (38 тонн для Т-64А)!

Однако первый опыт эксплуатации Т-64 выявил недостаточную надёжность ходовой части, механизма заряжания и, в первую очередь, – двигателя. К тому же танк получился дорогим, а промышленность не обеспечивала поставки дизеля 5ТДФ в достаточных количествах. Всё это привело к тому, что Т-64 поступал на вооружение в основном в танковые дивизии Советской Армии и не экспортировался. Объемы производства Т-64 по советским масштабам были невелики – до завершения серийного производства в 1987 г. было выпущено около 7,000 штук (для сравнения, Т-62 было построено около 20,000, а объёмы производства Т-54/55 в СССР оцениваются в более чем 50,000 штук).

Поэтому уже в 1967 г. началась разработка нового танка как варианта Т-64, но с дизельным V-образным двигателем В-45 мощностью 730 л.с., созданным на базе проверенного годами В-2. Были созданы два семейства прототипов – с эжекционной системой охлаждения двигателя (разработка КБ в Харькове; «объект 436» и «объект 439» на базе Т-64 и Т-64А соответственно) и с вентиляторной системой охлаждения двигателя (разработка КБ Уралвагонзавода – Уральский вагоностроительный завод (УВЗ) в Нижнем Тагиле, завод №183; «объект 172» и «объект 173» на базе Т-64А, при этом «объект 173» имел большую степень унификации с Т-64А). Последние показали более высокие результаты, при этом наилучшие были у «объект 172».

Первый опытный образец «объект 172» был построен летом 1968 г., второй – в сентябре. До конца 1968 г. танки прошли полный цикл заводских испытаний и были обкатаны на полигоне. А в 1969 г. сравнительные испытания проходили два «объект 172» и два «объект 173» (по 1 на полигонах европейской части СССР и в Средней Азии). До февраля 1971 г. было построено 20 «объект 172».

В ноябре 1969 г. на «объект 172» стали устанавливать двигатели В-46 мощностью 780 л.с. (по другому источнику 3 танка с В-46 были построены к концу 1970 г.). Ходовая часть Т-64А оказалась слабой и уже не имела резервов по увеличению массы танка и мощности двигателя и ее заменили на более сильную новой конструкции. Иную конструкцию имеет и автомат заряжания пушки на 22 выстрела (у Т-64А – на 28 выстрелов) и система воздухоочистки (двухступенчатая кассетная). Изготовленному с указанными изменениями образцу был присвоен индекс «объект 172М». Так как изначально предполагалось поставлять новый танк на экспорт, то, превосходя Т-64 по характеристикам ходовой части и мощности двигателя, «объект 172М» несколько отставал по приборам наблюдения и СУО.

С ноября 1970 г. по апрель 1971 г. опытные образцы «объект 172М» прошли полный цикл заводских испытаний. К началу лета 1972 г. была выпущена установочная партия из 15 машин и начались их сравнительные войсковые испытания с танками Т-64 и Т-80. В первой половине 1973 г. «объект 172М» прошёл успешные контрольные войсковые испытания.

В 1973 г. «объект 172М» был принят на вооружение (постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 554-172 от 07.08.73) под маркой Т-72, а в 1975 г. получил наименование «Урал».

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz